Давно хотел отметить труд "бессмертных" людей любого серьезного ИТ проекта - бизнес-аналитиков. Но, как часто бывает в Интернете, все уже "украдено написано до нас".
Так что привожу выдержки и ссылки на оригинальную статью Борис Шлаина "Бизнес-аналитик - свой человек за линией фронта".
Бизнес-аналитик – это, с точки зрения клиента, еще или уже не программист. Это человек, которому можно рассказать о бизнесе примерно так же, как пожаловаться своему врачу – и он должен где-то посоветовать лекарство, а где-то просто успокоить словом. А для руководителя группы разработки и архитектора бизнес-аналитик – это такой агент, шпион, которого можно «забросить за линию фронта» в компанию-клиента, чтобы он добыл ценные сведения о пожеланиях клиента и его стратегии развития своего бизнеса.
Сегодня под словом «бизнес-аналитик» скрывается две разные профессии:
Бизнес-аналитик может представлять в проекте ИТ-компанию, компанию-клиента или быть независимым консультантом, приглашенным на проект. При этом функциональная роль бизнес-аналитика – интерфейс между бизнесом и ИТ – остается практически постоянной, вне зависимости от «юрисдикции».
Основная роль бизнес-аналитика – это разработка непротиворечивой и достаточно полной модели требований реального бизнеса. Это задача не столько описательная и созерцательная («просто напишите, как у нас все происходит и автоматизируйте»), а творческая. Уже расхожим стало выражение об «автоматизации беспорядка», которая только ухудшает общую ситуацию. Но и «прямолинейная автоматизация» очень часто исключает из процесса те самые «отдушины» и «обходные пути», которые и обеспечивают известную российскую «нестрогость законов» и позволяют бизнес-системе в целом работать.
Но достаточно часто бизнес-аналитик приступает к работе еще на этапе переговоров. В этом случае его задача – понять, насколько решение соответствует потребностям клиента, оценить «масштабы бедствия» и определить возможный объем доработок.
Особая роль принадлежит бизнес-аналитику на этапе внедрения. Его задача – «вписать» средства автоматизации в реальный бизнес-процесс. Бизнес-аналитик не обязательно разрабатывает документацию сам и тем более не обязательно непосредственно руководит внедрением – он формулирует требования, каркас документации и совместно с менеджером внедрения разрабатывает модель эксплуатации системы, решая задачи соответствия организационных и технических решений.
Работа в проекте – основная форма деятельности бизнес-аналитиков. Любой участник проекта должен понимать, что такое проект, как он управляется, из каких этапов он состоит и кто в нем участвует. В проекте бизнес-аналитик отвечает за управление информацией о предметной области: он может не только разрабатывать соответствующие документы, но и технологию, обучать и контролировать других членов проектной команды. Многие риски проекта связаны с ключевыми требованиями клиента, возможностью и полнотой их удовлетворения. Из всех дисциплин управления проектами – управление контрактами, управление ресурсами, управление персоналом и т.п. – управление рисками и управление информацией о предметной области являются для бизнес-аналитка приоритетными.
Бизнес-аналитик – существо общественное
Навыки коммуникации – «работы с людьми» – заслуживают отдельного внимания. При всем многообразии учебных курсов и литературы, большинство этих «источников квалификации» уделяют основное внимание методологии, правильному использованию нотаций и программных средств. Между тем не менее 35% времени бизнес-аналитика занято общением с коллегами и клиентами, и на практике основным способом научиться этому остается личный опыт.
Так или иначе, большинство российских компаний решают для себя эти задачи. И бывшие еще недавно «белыми воронами» люди с профессией бизнес-аналитика все чаще и – я надеюсь – все успешнее играют роль между бизнесом с его растущими требованиями и сферой информационных технологий с ее ограниченными возможностями.
Бизнес-аналитик – это, с точки зрения клиента, еще или уже не программист. Это человек, которому можно рассказать о бизнесе примерно так же, как пожаловаться своему врачу – и он должен где-то посоветовать лекарство, а где-то просто успокоить словом. А для руководителя группы разработки и архитектора бизнес-аналитик – это такой агент, шпион, которого можно «забросить за линию фронта» в компанию-клиента, чтобы он добыл ценные сведения о пожеланиях клиента и его стратегии развития своего бизнеса.
Сегодня под словом «бизнес-аналитик» скрывается две разные профессии:
- Бизнес-аналитик в информационных технологиях – это человек, выступающий в роли интерфейса между ИТ и бизнесом, который может говорить на одном языке с представителями обеих областей и может организовать совместную работу над предметной областью. Его главная задача – сделать так, чтобы информационная система отвечала потребностям бизнеса. Бизнес-аналитик может быть связан с каким-либо определенным продуктом (консультанты по SAP), с узкой специализацией (розничные продажи и логистика скоропортящихся продуктов) или с конкретным предприятием (бизнес-технологи, работающие в ИТ-отделах крупных компаний).
- Бизнес-аналитик в бизнесе – это человек, который умеет анализировать определенный вид бизнеса или процесса (непрерывное производство, розничный бизнес, управление проектами и т.п.) или круг задач в бизнесе (маркетинг, управление запасами, бюджетирование и т.д.). Его арсенал – это совокупность методик, а средства автоматизации являются при этом вспомогательными.
Бизнес-аналитик может представлять в проекте ИТ-компанию, компанию-клиента или быть независимым консультантом, приглашенным на проект. При этом функциональная роль бизнес-аналитика – интерфейс между бизнесом и ИТ – остается практически постоянной, вне зависимости от «юрисдикции».
Основная роль бизнес-аналитика – это разработка непротиворечивой и достаточно полной модели требований реального бизнеса. Это задача не столько описательная и созерцательная («просто напишите, как у нас все происходит и автоматизируйте»), а творческая. Уже расхожим стало выражение об «автоматизации беспорядка», которая только ухудшает общую ситуацию. Но и «прямолинейная автоматизация» очень часто исключает из процесса те самые «отдушины» и «обходные пути», которые и обеспечивают известную российскую «нестрогость законов» и позволяют бизнес-системе в целом работать.
Но достаточно часто бизнес-аналитик приступает к работе еще на этапе переговоров. В этом случае его задача – понять, насколько решение соответствует потребностям клиента, оценить «масштабы бедствия» и определить возможный объем доработок.
Особая роль принадлежит бизнес-аналитику на этапе внедрения. Его задача – «вписать» средства автоматизации в реальный бизнес-процесс. Бизнес-аналитик не обязательно разрабатывает документацию сам и тем более не обязательно непосредственно руководит внедрением – он формулирует требования, каркас документации и совместно с менеджером внедрения разрабатывает модель эксплуатации системы, решая задачи соответствия организационных и технических решений.
Работа в проекте – основная форма деятельности бизнес-аналитиков. Любой участник проекта должен понимать, что такое проект, как он управляется, из каких этапов он состоит и кто в нем участвует. В проекте бизнес-аналитик отвечает за управление информацией о предметной области: он может не только разрабатывать соответствующие документы, но и технологию, обучать и контролировать других членов проектной команды. Многие риски проекта связаны с ключевыми требованиями клиента, возможностью и полнотой их удовлетворения. Из всех дисциплин управления проектами – управление контрактами, управление ресурсами, управление персоналом и т.п. – управление рисками и управление информацией о предметной области являются для бизнес-аналитка приоритетными.
Бизнес-аналитик – существо общественное
Навыки коммуникации – «работы с людьми» – заслуживают отдельного внимания. При всем многообразии учебных курсов и литературы, большинство этих «источников квалификации» уделяют основное внимание методологии, правильному использованию нотаций и программных средств. Между тем не менее 35% времени бизнес-аналитика занято общением с коллегами и клиентами, и на практике основным способом научиться этому остается личный опыт.
Так или иначе, большинство российских компаний решают для себя эти задачи. И бывшие еще недавно «белыми воронами» люди с профессией бизнес-аналитика все чаще и – я надеюсь – все успешнее играют роль между бизнесом с его растущими требованиями и сферой информационных технологий с ее ограниченными возможностями.
Как мне кажется, для эффективной работы компании помимо бизнес-аналитики, в штате должен быть сотрудник, ответственный за автоматизацию бизнеса. Это тоже критично.
ОтветитьУдалитьСкорее закзчик - кому собственно эта автоматизацию нужна. Видел много провальных проектов без заказчика. Грусть, тоска, уныние ...
ОтветитьУдалить