13 февраля 2009 г.

Внедрение – проект или процесс?

За последние десять лет мне довелось участвовать в добрых двух десятках внедрений программных продуктов (далее ПП). Основной урок, который я вынес из всех этих внедрений, это разница между проектом внедрения и процессом.

Давайте посмотрим на процесс внедрения ПП на макро-уровне. Нужно внедрить некий ПП и при этом уложиться в заданный бюджет (срок, стоимость, персонал). Так этот процесс видит руководство компании. На практике зачастую ПП внедряется с превышением бюджета, да и процент провальных проектов крайне высок.

Попробуем проанализировать основные ошибки, которые допускаются при внедрении ПП:

1. Битвы проигрываются за столом

Как показывает практика, внедрить любой ПП в любой компании невозможно. Априорно предполагаем, что ПП «внедряемый», т.е. соответствует ожиданиям бизнеса, продукт развивается, существует команда знакомая с ПП и готовая его внедрять, продукт можно адаптировать под потребности бизнеса и при этом такая адаптация не приведет к созданию нового ПП (т.е. останется возможность перехода на новую версии ПП за срок менее, чем предполагаемый срок внедрения текущего ПП). Если продукт не «внедряемый», но его уже купили и перед Вами стоит задача его внедрить, то лучше оповестить об этом руководство и, по возможности, не участвовать в подобном проекте.

2. Есть ли у вас план, мистер Фикс?
Внедрение начинается с планирования. План внедрению нужен для того, чтобы в любой момент времени знать на каком этапе находится внедрение ПП, сколько еще осталось до момента его запуска, что уже сделано и что еще предстоит сделать. Для составления первоначального плана внедрения лучше использовать специализированные инструменты такие как Microsoft Project или Project Workbench. Их основное преимущество по сравнению с Microsoft Excel, возможность задания связей между задачами (например, обучение не может начаться, до окончания фазы настройки и т.д.), автоматическое отслеживание выходных дней (правда Вам все равно придется помнить о локальных праздниках, сезонах отпусков и т.д.) и возможность сравнения предполагаемого плана внедрения и текущего (например, в Microsoft Project, есть возможность задать т.н. baseline, и по мере внесения изменений с ходом проекта в план, сравнивать его с baseline). Зачастую, на этапе планирования просто не возможно предусмотреть «подводные камни» и задачи, которые «подразумевал»бизнес и которые не были отображены в первоначальном плане внедрения. В любом случае, чем детальней план, тем больше вероятность того, что Ваш проект будет выполнен вовремя. Под термином «детальный план», я подразумеваю «разумную» степень детализации, т.е. с точностью до логически неделимой задачи (например, обучение пользователей, подготовка определенного отчета и т.д.). Обязательно сделайте запас в плане внедрения: помните, что мгновенное переключение сотрудников с одной задачи на другую невозможно. Есть и объективные факторы, которые следует заложить в план внедрения. Например, переезды между офисами, зависимость от внешних поставщиков (например техники или коммуникационного оборудования) и т.д. Наш обычный запас времени в проекте колеблется в диапазоне 10-30%.

3. Внедрение - процесс или проект?
В чем разница между проектом и процессом внедрения? Сколько раз нам доводилось слышать, что компания XYZ внедряет систему ABC уже третий год и уже совсем почти внедрила. Это процесс внедрения: известно что внедряют, известно где внедряют, известно (по крайней мере кому-то) зачем внедряют, но вот конца проекта все нет. Мне доводилось слышать про проекты, которые длятся более пяти лет, которые внедряет уже третья по счету ИТ команда и пр.

Пр
оект, в отличие от процесса - является конечным, как сказали бы математики сходящимся. У него есть четкие временные рамки, бюджет и он нужен заказчику.

Зачем нужны процессы внедрений?
Насколько я знаю, они служат разным целям: например, увеличению стоимости компании. К примеру, Вы объявляете о начале внедрения продукта ABC, подписываете с фирмой поставщиком договор на приобретение лицензий и внедрение продукта на 1 млн.$. Часть этой суммы платится сразу (предположим 25%), оставшаяся часть поэтапно по ходу окончания проекта (например, ежеквартально). Что произошло с точки зрения стоимости компании в которой начат процесс внедрения ABC? Она подорожала. В идеале на 1 млн.$, а то и больше. Вы заплатили за начало внедрение 250тыс$, ваша компания подорожала на 1млн.$ - надо ее скорее продавать :), что мы и видели в банковской системе Украины на протяжении последних нескольких лет: как только банк объявляет о подписании договора о внедрении "Большой системы", можно ожидать новостей о его продаже. Если продать компанию сразу не удается, а платить за внедрение нужно, дорогостоющую команду внедренцев распускают и набирают новую "не хуже, но дешевле". Главное для руководства компании максимизировать разницу между увеличением стоимости комапнии и стоимостью внедрения.

Также я встречал процессы внедрений в представительствах компаний, которые выполняются "для галочки". Предположим в компании уже есть локальное ИТ решение. Оно не дорогое, оно работает и в принципе устраивает всех кроме (подставьте нужное: ИТ менеджмента, аудиторов, HR или еще кого-то) головной компании, так как оно не соответствует (подставьте нужное: IT policy, не сертифицировано согласно стандарту, не такое как у остальных представительств и т.д.). Из головной компании в конце концов "пропихивается" идея сделать ИТ решение "как у всех" и начинается "процесс".

И последний тип - внедрения, которые никому не нужны или которые явным образом саботируются сотрудниками компании, где происходит внедрение. Давным давно, когда я еще занимался , достался мне проект внедрения бухгалтерии на одном из отечественных телеканалов. В бухгалтерии работала стайка бухгалтерш душ до 10, которые что-то бойко и долго считали
в Excel-e. У каждой из них был свой участок работ (например, расчет зарплаты, начисление амортизации и т.д.), которым они занимались практически целый месяц. Неделе на второй внедрения стало понятно, что назревают проблемы: амортизация вместо 20 дней считалась минут за 40, зарплата с учетом всех самых зверских начислений-удержаний вписывалась дня в 3-4. После этого проект перешел в процесс. Сотрудницы, которые еще вчера бойко что-то вводили в сегодня потеряли к проекту всякий интерес. Нашлось несколько десятков причин почему "программа плохая" и чем "Excel лучше". Они поняли, что с внедрением в их отделе грядут сокращения. Быть сокращенным никто не хотел и по-этому начался откровенный саботаж проекта. Мой пример не единичный, не раз видел внедряемые решения, которые захотел (подставить нужное: директор, испольнительный, финансовый или еще какой директор), которые не приносили рядовым сотрудникам никаких "added values" (как это сказать по русски :), а наоборот добавляли им хлопот, а то и напрямую грозили потерей рабочего места. К слову на телеканале мы месяцев через много таки внедрили, но работала она только на тех участках, где не грозилу увольнением персоналу.

4. Вместо заключения
Как мы видим, универсального решения удачного и быстрого завершния проекта внедрения нет. Но есть ряд признаков, которые дают нам возможность надеяться, что проект внедрения не превратится в его процесс: «внедряемость» и востребованость продукта, наличие продуманного бюджета и плана внедрения, заинтересованность менеджмента компании в успешном завершении проекта, наличие преимуществ для конечных пользователей (уменьшение рутинного труда, упрощение сложных процессов и т.д.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий