14 апреля 2006 г.

Что такое Web 2.0?

Не так давно в IT пришло модное словосочетание "WEB 2.0". Про него уже много всего написано, но я попробую все-таки добавить что-то и от себя.

Для меня Web 2.0 это в первую очередь Google. Да-да не удивляйтесь, это именно он. И дело тут вовсе не в AJAX или GMail, но все по порядку.

Когда-то, когда я занимался разработкой ПО на Visual Basic, в обязательный комплект каждого разработчика входил MSDN. Всего его ставили, все в нем искали ответы на насущные вопросы. Такая же ситуация была и c Microsoft SQL Server-ом. Без BOL-а разработки на T-SQL-е была чем-то запредельным. Да Вы сами наверное еще помните, вопросы на которые мы не нашли ответы в документации мы спрашивали у товарищей, а если и они не знали, то искали где-то в Internet-e.

А потом пришел Google. Я до сих пор помню свое удивление, когда мой коллега по работе с помощью
Google практически мгновенно находил ответы на вопросы начинающих .NET разработчиков. А дальше все покатилось по наклонной: термин "нагуглить" настолько плотно вошел в обиход, что стал привычным жаргонным словом. Через год, я уже не знал последнюю версию MSDN и BOL-a - Google search и Google groups давали ответы на все вопросы.

Следующим шагом для меня стал GMail. Всегда хотелось иметь доступ к своему почтовому ящику из дома, но корпоративная политика моего работодателя это запрещала. В последствии я понял, что так
меня всегда раздражало в Outlook-e - отсутствие нормального поиска и невозможность поместить письмо одновременно сразу в несколько категорий. Сейчас я запускаю Outlook только для просмотра архива почты предыдущие года. Кстати, а кто из нас не имел "милую" дискуссия с системным администратором на предмет того, что "Ваш ящик занимает на почтовом сервере очень много места"? Теперь это все в прошлом.

Далее пришла очередь ICQ. Сперва корпоративная культура восстала против
ICQ, потом MSN, а потом в этот список попали и все остальные IM клиенты. Но выход был найден и не один! Сперва я пользовался Web ICQ, потом GTalkr, а сейчас MeeBoo.

Однако от
Outlook-a так просто было не уйти. Нужно было срочно придумать где хранить заметки (то, что в Outlook-e называлось "Задачи"). Вариантов и здесь было много, но я остановился на ProtoPage-e.

До вчерашнего дня я грустно вздыхал про отсутствие у Google-a web календаря (и с черной завистью косился на людей, у которых почтовые ящики на Yahoo - он
у них был уже давно!). Вчера свершилось долгожданное чудо и Google также обзавелся WEB календарем.

Но вернемся к нашей основной теме, что такое WEB 2.0, при чем здесь
Google и как с этим связано все остальное? Последние несколько лет я наблюдаю тенденцию "ухода продуктов в сеть". Все классические desktop продукты (справочные системы, IM клиенты, почтовые системы, текстовые и табличные процессоры и т.д.) переносятся в WEB. И кроме того... ОНИ СТАНОВЯТСЯ БЕСПЛАТНЫМИ!!!

Можно сказать, что Google положил начало достаточно интересному явлению - перевода software бизнесса на "бесплатные" рельсы. Мы четко видим смещение акцента с идеи продажи лицензий на программный продукт, на предоставление к нему бесплатного доступа через Интернет. При этом, бизнес модель такого продукта строится на продаже вспомогательных услуг (иногда это платный upgrade для получения дополнительных функций системы, но чаще просто попытка выжить за счет показа рекламы или в надежде на то, что этот бизнес кто-то купит).

Иными словами, предпосылками к "WEB 2.0" стали:

  1. Развитие Web технологий. Возможность приблизить интерфейс Web продукта к привычному для пользователей интерфейсу desktop приложения (тот же AJAX сыграл в этом не последнюю роль).
  2. Рост количества пользователей Internet и переход от Dial-Up к более скоростным технологиям доступа (DSL и т.д.).
  3. Неуклонное снижение стоимости 1Мб дискового пространства (размер бесплатного почтового ящика на GMail-e составляет около 2,5Гб).
  4. Появление доступной для многих Интернет рекламы.
Основные признаки "WEB 2.0":
  1. Бесплатность
  2. Простота в эксплуатации
  3. Доступность (то, что сейчас называют 24x7)
Что дальше? Не берусь делать долгосрочные прогнозы, но очень похоже на то, что индустрия большинства популярных desktop приложений полностью перейдет в Web (Интернет для домашних и Интранет для корпоративных пользователей).

Следующим продуктом который уже начал свой "уход в Web" стал Microsoft Office. Сперва появились бесплатные альтернативные Web Outlook-и, потом Web Word и Web Excel. Наверняка уже где-то существуют альтернативный Web Access и Web PowerPoint. Но Microsoft так просто не сдает свои позиции. Недавно появилась Beta версия Web Microsoft Office (он же Microsoft Office Live).

Кроме этого похоже, что компаний "монополистов" живущих во многом за счет продажи коробок и лицензий на продукты ждут трудные времена. Я в первую очередь говорю про Microsoft, 1C и многих других.

Компанию "1C" я поставил в этот список не случайно. Никто не видел Web варианта
1C? А сервис провайдера продающего доступ к 1С:Бухгалтерии для небольшой компании? Я тоже пока не видел, но они будут, обязательно будут :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий